Назад

Замглавы ВЭБа назвала срок запуска «окна» для иностранных инвестиций

В России создается огромное количество некачественной инфраструктуры, заявила замглавы ВЭБ.РФ Светлана Ячевская. По ее словам, корпорация подготовила систему оценки таких проектов, которая станет «окном» для зарубежных инвестиций

Госкорпорация ВЭБ. РФ завершила тестирование собственной системы оценки качества инфраструктурных проектов (IRIS), которая позволит зарубежным инвесторам быстро принимать решение о том, готовы ли они вкладывать средства в тот или иной объект. Об этом на форуме ВТБ Капитала «РОССИЯ ЗОВЕТ!» сообщила замглавы ВЭБ.РФ Светлана Ячевская.

«Если проект сегодня может пройти всем критерии этой оценки, то он в полной мере может называться качественным, а, следовательно, инвестор может спокойно в проект заходить. Наша задача, чтобы методология стала не только национальной, а чтобы она была «окном для иностранных инвестиций», — сказала Ячевская.

На практике крупные зарубежные инвесторы не могут годами погружаться и изучать критерии национальных систем оценки качества инвестиционных проектов. «Для них должны быть критерии понятные, объективные, чтобы они могли принимать решение, заходить в этот проект или нет», — пояснила замглавы ВЭБа.

По ее словам, Национальная система оценки качества и сертификации инфраструктурных проектов IRIS, которую ВЭБ.РФ разработал со своими партнерами Национальным центром ГЧП (входит в группу ВЭБ.РФ) и международной компанией «АИКОМ», предназначена именно для этого.

«В 2020-м году мы ее подготовили, весь 2021 год мы потратили на то, чтобы ее протестировать и апробировать <...> В полной мере система заработает уже в 2022 году, уже на всех рыночных принципах», — сказала она.

По словам Ячевской, методология IRIS основана на «лучших международных практиках».«Почти нигде в мире не создается инфраструктура без сертификации ее качества, потому что этот вопрос стоит на одном уровне с привлечением инвестиций в инфраструктуру», — отметила она.

Разработанная ВЭБом система оценивает проекты по трем направлениям — с точки зрения экономики управления, с точки зрения экологии и климатического воздействия, а также с точки зрения влияния на качество жизни людей.

Ячевская рассказала, что качественный инфраструктурный проект не только «идеально с точки зрения экономики и финансов рассчитан», но и проработан с тем, чтобы исключить риски увеличения бюджета и сроков проекта или его полной отмены. «Если мы говорим про экологию и климат, то сегодня ни один качественный инвестор не пойдет в проект, если этот проект не соответствует ключевым требованиям. Это сумасшедшие риски. Это не только возвратность [инвестиций], но и потеря — это прямой риск», — пояснила она.

Третий критерий — качество жизни — учитывает вовлечение населения в реализацию проектов, создание новых рабочих мест, причем для всех социальных категорий граждан, и безопасность инфраструктуры.

«Наша статистика показала, что очень высокий процент некачественной инфраструктуры существует и создается сегодня. То, что не все проекты проходят сертификацию сегодня, говорит о том, что порог качества высокий, и так и должно быть», — сообщила замглавы ВЭБ.РФ.

Ячевская также сообщила, что первым проектом, который прошел верификацию в IRIIS, стало строительство «Восточного выезда» — из Уфы на автодорогу М-5 «Урал». Это концессия в Республике Башкортостан со сроком реализации 25 лет и общим объемом инвестиций около 40 млрд руб. ВЭБ в синдикате с ВТБ выступает в качестве кредитора этого проекта через фабрику проектного финансирования.

Также пилотную оценку проходил один из инфраструктурных проектов ОАО «РЖД» — проект по создания железнодорожных подходов к особой экономической зоне «Калуга» в Калужской области, говорила Ячевская в сентябре в интервью ТАСС.  Она также сообщала, что пилотный пул регионов для внедрения IRIS будет сформирован до конца 2021 года.