Назад

Дмитрий Ивантер: «Лизинг обеспечивает 10% инвестиций бизнеса страны, его доля будет расти»

Лизинг играет все более значимую роль в финансировании инвестпроектов бизнеса в России — его вклад сегодня сравним с кредитованием, сообщил в рамках ежегодного инвестиционного форума «РОССИЯ ЗОВЕТ!» генеральный директор «ВТБ Лизинг» Дмитрий Ивантер в интервью ТАСС. Также он рассказал о том, что компания в этом году ждет рекордную прибыль, рынок лизинга вернулся к росту и будет расти двузначными темпами в ближайшие годы, сколько воздушных судов и вертолетов требует замены и какие перемены ждут транспортную отрасль в ближайшие годы.

— Дмитрий Евгеньевич, каково значение лизинга для экономики России сегодня и каким оно будет в будущем?

— Лизинг — это очень востребованный бизнесом продукт для реализации инвестпроектов. Сегодня его вклад в инвестиции в основной капитал предприятий России, по разным оценкам, от 4 до 15%, я думаю, истина где-то посередине — 10%. Это примерно равный вклад с банковским кредитом. То есть лизинг сегодня играет не менее важную роль при обновлении и расширении материальной базы компаний. И значение лизинга для экономики России постепенно растет. Вклад лизинга в ВВП сегодня, по оценкам «Эксперт РА», — 2%, три года назад это значение было всего 1,3%.

Особенно важную роль лизинг играет для малого и среднего бизнеса. Предприниматели часто жалуются, что им сложно получить кредит. В лизинге предприятие, насколько бы мало оно ни было, даже индивидуальный предприниматель, может получить то, что ему нужно, за несколько дней. Поэтому с точки зрения технологии, простоты и определенности лизинговая отрасль для малого и среднего бизнеса выигрывает. Доля МСБ в новом бизнесе лизинга постоянно растет, за последние три года она увеличилась с 50 до 60%. Если посмотреть на банковское кредитование, там доля МСБ тоже прирастает, но более медленными темпами. Малый и средний бизнес — это где-то 15% корпоративного банковского портфеля.

— У вас больше клиентов среди малого и среднего бизнеса? Или все же крупный превалирует?

— По числу клиентов, конечно, подавляющее число — это малый и средний бизнес. То есть у нас десятки тысяч таких клиентов. Но если смотреть по их доле в нашем портфеле, то это всего 14%. Капиталоемкие корпоративные отрасли лизинга, такие как авиация и железнодорожный и водный транспорт, в совокупности доминируют в лизинговом портфеле и составляют примерно 80% от общего его объема. Это обусловлено стоимостью предметов лизинга, которые берут крупные корпорации, они намного дороже, чем автомобили или строительная спецтехника.

— Какой ваш прогноз, что дальше будет с рынком лизинга? Будет ли рост?

— Мы ожидаем, что в ближайшие годы рынок лизинга будет показывать двузначный рост, в среднем — порядка 10% в год. Примерно такими темпами он рос до пандемии, когда произошло падение рынка лизинга по понятным причинам.

— Какой ваш прогноз, что дальше будет с транспортной отраслью? Как в этом будет участвовать лизинг?

— Транспорт проходит период технологической трансформации. Основная причина — принятая на уровне ООН концепция устойчивого развития и курс на сокращение эмиссии парниковых газов транспортом, который генерируют чуть менее четверти общего объема выбросов в атмосферу. Еще один важный тренд — автономный транспорт.

Для декарбонизации транспортная отрасль должна перейти от традиционных силовых установок на новые технологии. В этом состоит глобальная задача. И она в разных секторах транспорта находится на разных стадиях решения — в силу наличия или отсутствия уже доказанных технологических решений.

Если посмотреть на мировую транспортную отрасль, то морское судоходство наиболее важно с точки зрения мировой торговли. На него приходится более 80% грузооборота. В судоходстве были приняты достаточно жесткие требования по вредным выбросам в атмосферу. Это привело к тому, что серьезно выросло число заказов на суда с двигателями на сжиженном природном газе. Они намного экологичнее, чем дизельные, вредные выбросы снижаются на 97–98%. В ближайшее время в мире будет построено около 2 тыс. таких судов. Если говорить об объеме инвестиций, то речь идет о десятках миллиардов долларов в ближайшие три года.

Если мы говорим про авиацию, то здесь пока нет технологических прорывов. Да, есть некоторые разработки, например двигатели на солнечных батареях, но это все в стадии опытных испытаний. В России есть другая проблема — морально и физически устаревшие воздушные суда еще советского производства. Их нужно в ближайшие годы заменить. Есть такая статистика — у нас эксплуатируются около 500 таких самолетов, из них 70% требуют замены в ближайшие годы.

То же самое касается вертолетов. По самым скромным оценкам, требуется построить около 200–300 машин, чтобы заменить выбывающий парк. Мы видим, что у многих клиентов работают вертолеты, которым 30 и более лет.

— Ничего себе!

— Это уже вопрос о безопасности авиаперевозки. Поэтому нужно будет инвестировать десятки миллиардов рублей. И здесь 70–90% новых сделок проходят с применением лизинга.

Серьезное обновление в ближайшие годы будет происходить и по парку городского пассажирского транспорта. Есть поручение правительства о выделении 52 млрд рублей из Фонда национального благосостояния на эти цели. На днях была встреча в Минтрансе, где мы обсуждали, какой механизм реализовать в рамках льготного лизинга. То есть ставится задача сделать эту реформу дешевле для регионов за счет льготного лизинга.

Особняком стоит городской электрический транспорт, потому что он на 100% считается экологичным. Но требуется обновление инфраструктуры. Бессмысленно ставить новый трамвай в устаревшую транспортную систему, на старые рельсы, на старую контактную сеть. Все это требует замены. И здесь инвестиции, если смотреть в масштабах России, вообще колоссальные, — есть оценки в 5–6 трлн рублей.

— Сейчас вот говорят про дефицит микрочипов для автомобилей. Как это повлияет на транспорт и лизинг в России в частности?

— Действительно, сейчас автомобильная индустрия страдает от нехватки металла, пластика, электронных компонентов, каучука. Производство не справляется с заказами. По нашим данным, объемы производства и поставок новых автомобилей в Россию в первом квартале 2022 года будут на 40% ниже относительно уровня этого года.

Если мы посмотрим на продажи автомобилей в России, то где-то примерно до июля наблюдался рост и значительное превышение показателей 2020 года, а с августа идет снижение месяц к месяцу. И в результате, наверное, мы выйдем по продажам автомобилей примерно на уровень прошлого года. С другой стороны, подорожание сказывается в том, что покупатели больше прибегают к внешнему финансированию, и первый инструмент — это лизинг. Поэтому лизинг автотранспорта растет. Думаем, в деньгах объем рынка автолизинга в текущем году будет намного выше показателя прошлого года.

— В том числе и по физическим лицам, да?

— Физические лица у нас составляют пока очень маленький сегмент бизнеса. Но по нашим расчетам, в пятилетней перспективе для лизинговой индустрии это направление может дополнительно принести, наверное, где-то 200 тыс. новых автомобилей в год.

— Понятно.

— Но это прогноз. Подписка на автомобиль — настолько новый продукт, что здесь невозможно дать какие-то точные оценки. Мы видим потенциал.

— На ваш взгляд, какими еще были основные тренды этого года?

— Очень вырос спрос на спецтехнику — почти в 2,5 раза. Это самый быстрорастущий сегмент рынка. В автолизинге прирост за девять месяцев составил 64%. К сожалению, он будет нивелирован последним кварталом, но я надеюсь, что все-таки примерно 35% роста здесь будет. В авиа- и железнодорожном сегментах также был рост. В авиализинге, например, это связано с государственными программами, которые через механизм лизинга стимулируют авиакомпании приобретать отечественные воздушные суда. По железнодорожному сегменту есть рост погрузки на железной дороге, это вызвало резкое повышение спроса на вагоны.

— На что вы в своей работе будете делать ставку в следующем году?

— Мы продолжим уделять внимание сегменту спецтехники, видим на нее большой спрос со стороны подрядчиков — в основном среди малого и среднего бизнеса. Ставим себе задачу увеличить портфель морских судов в будущем году где-то на 10–15 млрд рублей. Это для нас достаточно новый, но тоже растущий и привлекательный сегмент. Кроме того, мы всегда держим в фокусе железнодорожный подвижной состав. Например, у нас появилось новое направление — операционный лизинг железнодорожной техники. Там требуются более глубокие компетенции, направим на развитие этого бизнеса около 25 млрд рублей.

— А как, по вашим ощущениям, лизинговая отрасль отошла немного от последствий пандемии? Или все же пандемия набирает обороты?

— Отрасль приспособилась, взаимодействие с клиентом во многом перешло на удаленный формат. Мы очень много инвестируем в различные цифровые платформы. Это касается и взаимодействия с клиентом, и документооборота, и полностью цифрового лизингового продукта. Необходимые инвестиции оцениваем в 10 млрд рублей на ближайшие три года. Пандемия этот процесс IT-трансформации лизинговой отрасли ускорила.

— Не могли бы вы подвести итоги года? Какой это был год для «ВТБ Лизинга», с каким финансовым результатом вы планируете окончить этот год?

— В прошлом году, несмотря ни на что, мы показали рекордную прибыль — 13,9 млрд рублей. В этом году превысим 14 млрд рублей. Консолидированный портфель договоров финансовой и операционной аренды доведем до 550 млрд рублей, даже больше. На будущий год планируем, что портфель превысит уже 600 млрд. У нас были высокие темпы роста нового бизнеса, порядка 35% плюс к 2020 году. И мы хотим эти темпы сохранить.

Как я оцениваю прошедший год? Мы свои планы превысим, но все равно есть определенное сожаление, что какие-то классные сделки нам не удалось реализовать, они по тем или иным причинам не состоялись. Всегда хочется большего.

— А что насчет следующего года? Хотите открыть для себя какие-то новые направления? Или будете развивать истории, которые есть сейчас?

— В следующем году запустим цифровую лизинговую сделку — новый сервис для бизнеса, где весь процесс сделки полностью проходит в онлайне. В перспективе трех-пяти лет будем делать около 30 тыс. автомобилей в рамках таких сделок. Это абсолютно новый продукт, на рынке сейчас такого в принципе нет.

Также практически в конце этого года мы выпустили на рынок подписку на автомобили для физлиц. Следующий год будет очень важным для этого продукта. Наша задача — сделать подписку удобной, а клиентский путь — максимально комфортным. Конечно, мы набьем каких-то шишек по дороге, но хотим создать за будущий год в подписке портфель где-то 2–3 тыс. автомобилей. Наша амбиция в пятилетней перспективе — 20 тыс. автомобилей в подписке в год.

https://tass.ru/online-conference/13078365