Назад

«У государства очень много различных мер поддержки» Генеральный директор «ВТБ Инфраструктурный холдинг» Олег Панкратов — в программе «Цели и средства»

Как в России реализуют инфраструктурные проекты? Каким образом можно увеличить инвестиции в этот сегмент? И каковы его перспективы в ближайшем будущем? Эти вопросы экономический обозреватель “Ъ FM” Олег Богданов обсудил с генеральным директором «ВТБ Инфраструктурный холдинг» Олегом Панкратовым в рамках форума «РОССИЯ ЗОВЕТ!».

— Ваш холдинг один из крупнейших частных инвестиционных холдингов, который реализует инфраструктурные проекты. Как пандемия изменила вашу стратегию, подходы к тому, что происходит на рынке?

— Безусловно, пандемия повлияла на весь рынок инфраструктурных инвестиций. Более того, она повлияла на пассажиропоток, прежде всего это было заметно в авиационной отрасли, и продолжает оказывать существенное влияние, особенно на международный трафик. При этом внутренний трафик во многом восстановился и даже вырос. Если говорить про платные дороги, то в этом сегменте мы видели падение до 60% во время локдаунов. Тем не менее, если взять, например, наш флагманский проект Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге, то там произошло восстановление, и на сегодняшний день мы видим рост трафика по сравнению с 2019-м допандемическим годом.

Кроме того, в 2021 году мы видим оживление на рынке инфраструктурных инвестиций. Государство имеет крупные планы по инвестированию в инфраструктуру России, поэтому все это очень положительно влияет на рынок и двигает его. Мы сегодня инвестируем в 14 крупных проектов. Также к нашим четырем традиционным отраслям, в которые мы инвестировали, а это аэропорты, порты, платные дороги и логистика, мы добавили мусоропереработку, метростроение и социальную инфраструктуру. То есть выросло количество секторов и проектов, в которые мы инвестируем.

— Какие меры поддержки со стороны государства, институтов развития могут помочь нарастить инвестиции в инфраструктуру?

— У государства, действительно, очень много различных мер поддержки, например, государственно-частное партнерство. Если брать те же платные дороги, то, как правило, государство выдавало так называемые капитальные гранты, то есть финансировало часть объемов строительства дорог. Так происходило в наших крупнейших проектах — уже упомянутом мной Западном скоростном диаметре и трассе М11 (Москва—Санкт-Петербург). Довольно большие суммы государство направляло на то, чтобы субсидировать строительство такого рода магистралей.

Очень интересный сейчас намечается тренд на Дальнем Востоке, когда у нас работает так называемый механизм дальневосточной концессии, «ВТБ Инфраструктурный холдинг» подписал первую концессию такого рода с Магаданской областью. Это произошло совсем недавно, на Восточном экономическом форуме, и сейчас реализуем этот проект. Кроме того, сейчас «Дом.РФ» активно работает в инфраструктуре, связанной со строительством жилья, это прежде всего социальная инфраструктура, имеет возможности выдавать субсидированные кредиты. Всегда использовался довольно устоявшийся инструмент — это фабрика проектного финансирования ВЭБ.РФ.

— В рамках форума «РОССИЯ ЗОВЕТ!» прошла инфраструктурная сессия. Что обсуждали и какие темы сейчас актуальны? Чего рынок ждет в ближайшем будущем?

— Да, действительно, очень была интересная дискуссия. В ней приняли участие представители государства, бизнеса, министры, а также зарубежные инвесторы. Мы обсуждали вопросы развития Дальнего Востока, дальневосточной концессии, планы государства, механизмы поддержки. Международные инвесторы поделились с нами своим опытом, как зарубежным, так и их опытом работы в России. Эта сессия показывает, что иностранные инвесторы заинтересованы в правильно структурированных инвестициях, в хороших проектах государственно-частного партнерства в России.

— Несмотря на геополитические риски, они все равно смотрят в нашу сторону.

— Все абсолютно верно, это очень четко прозвучало.

— Последний вопрос связан с заявлением о вашем стратегическом партнерстве с ВЭБ.РФ. В чем его суть?

— Один из аспектов, которые мы затронули на сессии, очень важный, — это вопрос ESG, то есть зеленого финансирования, социальной ответственности бизнеса, управления экономики в проектах. «ВТБ Инфраструктурный холдинг» всегда уделял этим вопросам внимание. Мы, действительно, подписали соглашение с ВЭБ.РФ о дальнейшей сертификации наших проектов. ВЭБ.РФ выступил инициатором механизма IRIIS — это российский механизм сертификации проектов по стандарту ESG. Мы очень горды тем, что наш проект, «Восточный выезд» из Уфы, был одним из первых сертифицирован, получил очень высокий, золотой уровень сертификации. Это говорит о том, что то внимание, которое мы уделяли этому вопросу, оценено. Мы будем сертифицировать и другие свои проекты. В общем-то, об этом, о целях устойчивого развития это соглашение

https://www.kommersant.ru/doc/5101231